8 800 707 51 82

Звонок по бесплатный

Бронирование
ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ
8 800 707 51 82

Звонок по бесплатный

Подростки: инструкция по применению

За последние несколько лет все больше подростков обращается за психологической помощью. Подростковый возраст – это кризисный период, который тяжело переживается не только детьми, но и их родителями. Почему ребенок перестал учиться, слушаться? Почему авторитет сверстников важнее, чем авторитет родителя? Мы попытались найти ответы у врача-психотерапевта санатория «Сибирь» Марины Решетниковой.

 

– Марина Александровна, давайте для начала определимся, какой возраст мы считаем подростковым?

– Здесь нет четкой цифры, но для девочек он начинается примерно с 10-13 лет, а для мальчиков чуть позднее, в 11-14. Заканчивается подростковый возраст примерно в 18 лет. Всемирная организация здравоохранения определяет в целом диапазон подросткового возраста с 10 до 19 лет. В человеческой жизни это вообще особый период развития, своеобразный промежуточный этап между детством и взрослостью.

 

– Многие родители говорят, что ребенок как будто становится другим, его подменили. Марина Александровна, расскажите, почему этот возраст такой сложный в проживании и почему подростки действительно меняются в этот период?

– Дело в том, что в функционировании организма происходит резкое изменение. Возникают скачки роста мышечной массы, внутренних органов, в развитии мозга происходят значительные перемены. Лобные доли мозга, которые отвечают за когнитивные функции – обучение, социализацию и аналитические способности, буквально «отравлены» тестостероном. На подростковый возраст приходится пик выработки этого гормона у мальчиков, у девочек его, конечно меньше, именно поэтому они, как правило, легче проживают этот период.

 

– В современном мире гаджетов подростки могут ложиться спать ближе к утру. Насколько это нормально и надо ли следить за соблюдением режима сна?

– На самом деле это очень важная проблема, которую часто недооценивают родители. Режим сбивается не потому, что ребенок «сова», а потому что ему есть, чем заняться ночью – пообщаться в телефоне или пройти очередную компьютерную игру. Совсем недавно появились исследования, которые говорят о том, что рост количества депрессий как раз и связан с тем, что люди поздно ложатся спать. Позднее засыпание приводит к тому, что мелатонин – гормон, который вырабатывается во сне, начинает синтезироваться гораздо меньше. Он является природным антидепрессантом, влияет на улучшение настроения и повышение активности, соответственно, если его вырабатывается меньше, эти показатели снижаются. Существуют нормы сна, которые в подростковом возрасте часто не соблюдаются. Я вижу таких детей у себя на приеме, они могут не досыпать до двух часов от своей нормы, и из-за этого становятся раздражительными и уставшими.

Нормы сна для детей:

До 13 лет необходимо 9-11 часов сна

С 14 до 17 лет – 8-10 часов

С 18 до 25 лет происходит постепенный переход на сон в пределах 7-9 часов.

– Родители подростков жалуются на снижение успеваемости. Тройки становятся очень частым явлением, даже отличники могут учиться гораздо хуже. Как быть с этим? Надо ли делать с ребенком уроки и в целом повышать контроль?

– Нет, у родителей нет необходимости делать с ребенком уроки полностью. Подросток должен сделать все задания на черновике и дать его на проверку. Если там есть ошибки или какая-то тема в целом не понятна, тогда родители подключаются и помогают.

Вопрос учебной мотивации действительно сложный. Важность общения со сверстниками настолько возрастает, что учеба уже не в приоритете. Многие дети на приеме говорят даже о том, что в их классе стыдно хорошо учиться, это не поддерживается другими детьми.

Формировать интерес ребенка к учебе можно через совместные занятия – просмотр интересного кино, его обсуждение, на личном примере можно показать и рассказать, где в реальной жизни могут пригодиться знания, для этого родителю необходимо самому быть заинтересованным в чем-то, чтобы ребенок мог брать с него пример.

Важно не перестараться, помнить о том, что оценки – критерий больше формальный, и, если ребенку сейчас действительно трудно, их можно отодвинуть временно на второй план. В конце концов ему нужны не оценки, а знания. Но и совсем «забрасывать» учебу не стоит. Сам процесс обучения может помочь понять главный принцип: «Чтобы чего-то достичь, надо стараться».

 

– Какие есть особенности общения со сверстниками в этот период?

– Основную закономерность мы уже обсуждали выше – сверстники становятся основным ориентиром и авторитетом. Подросток хочет одновременно быть не похожим на других, отличаться, и при этом чувствовать себя частью группы. К сожалению, часто случаются ситуации, когда ребенок попадает в «плохую компанию» сверстников. Свои плохие поступки может аргументировать тем, что так делают все, значит можно и ему, или это дает ему ощущение, что в компании его принимают. Крики и наказания в таких случаях уже не помогут, приказы могли работать до восьми лет, а сейчас надо договариваться. Кроме того, необходимо выяснять, какая потребность ребенка скрывается за таким поведением и помогать удовлетворить ее более приемлемым способом.

 

– Марина Александровна, расскажите, нужны ли ребенку в этом возрасте жесткие правила?

– Да, конечно, правила нужны, но они должны быть гибкими, с ребенком важно их обсудить, прежде чем принять. Они должны устанавливаться не по авторитарному решению родителей, а с учетом мнения подростка. Здесь очень помогает понимание того, что дети любят правила. С одной стороны, они любят их нарушать, а с другой – им важно, чтобы выполнялись обещания. Обостренное чувство справедливости в этом возрасте тому подтверждение. Для выполнения правил родителям тоже необходима последовательность. Если вы сказали, что забираете телефон на неделю, значит вы выдерживаете эту неделю. При чем делаете это совместно с партнером. Если мама телефон забрала на неделю, а папа через два дня вернул, то это расслабляет, и ребенок понимает, что правило не работает, а значит можно его не соблюдать.

 

– Дополнительные занятия вне учебы – необходимость? Должны ли у ребенка быть секции и если он совсем никуда не хочет, нормально ли это?

– Да, желательно, чтобы хотя бы какое-то одно дополнительное занятие присутствовало в жизни ребенка. Секции могут служить способом снятия напряжения, когда он делает там то, что ему нравится. Также это дополнительное общение, которое иногда может быть даже лучше, чем в школе. Нормально, если ребенку может не нравиться секция, в таком случае не надо его оставлять там насильно. Лучше предложить три-четыре варианта, чтобы подросток выбрал то, что понравится больше. Оставлять совсем без дополнительных занятий – не желательно, но важно и не перегрузить. Количество секций должно быть посильным, чтобы у ребенка еще оставалось личное время.

«Гарантированный заезд» - до 30%.
Реклама. АО «Курорт Белокуриха». erid: 2VtzqwWGP8V
Подробнее >